Август Зандер. Фото детей в проекте не детского фотографа.

Август Зандер (August Sander) – не детский фотограф Классик фотоискусства Август Зандер (1876 – 1964 гг) фотографировал и архитектуру, и городские пейзажи, и различных людей. Он не был детским фотографом или даже семейным, да и среди его фоторабот детских портретов не много. Но те фотографии детей работы Зандера, которые мы можем сегодня увидеть, оказывают воздействие на зрителя едва ли не более сильное, чем фото признанных мастеров этого жанра.

фото детей Августа Зандера

Фотографии детей у Зандера на первый взгляд кажутся совсем обыкновенными. Дети просто стоят и смотрят в кадр, они не схвачены в кадре в какие-то особо эмоциональные моменты, здесь нет ощущения, что фотографа дети не заметили (что сегодня является чуть ли не главным критерием хорошей фотосъёмки детей). Но почему то именно его фотографии хочется разглядывать снова и снова. И дети на его фотопортретах выглядят порой более естественными, чем их сверстники на многих современных казалось бы таких искренних и непосредственных фотографиях. В каждом портрете работы Августа Зандера читается целый мир человека, целая история. Сам фотограф говорил: «Я не ставлю перед собой задачу создать идеальный портрет. Моя задача показать личность в естественных условиях, со всеми ее достоинствами и недостатками». Август Зандер вошёл в историю фотографии в первую очередь своей знаменитой серией «люди ХХ столетия», сегодня она считается едва ли не самым грандиозным фотопроектом двадцатого века. Над этой темой фотограф работал более тридцати лет. В 1927 на выставке в Кельне Зандер представил публике свои первые шестьдесят работ в этой серии. А через два года в германии вышел фотоальбом «Лица нашего времени» куда вошли эти фотографии. Зандер продолжал активно работать. Он ни только фотографировал, но и читал лекции по фотографии, занимался преподаванием. И фотографируя в разных жанрах продолжал пополнять свою коллекцию фототипов людей, его современников. И не смотря на то, что большая часть его работ, и негативы и отпечатки, были уничтожены нацистами как противоречащие их идеологии (не все фотопортреты показывали арийцев образцами человечества), сегодня мы можем увидеть настоящую фотоэнциклопедию, где представлено германское общество начала ХХ века в лицах. Здесь есть портреты людей разных сословий и занятий, это и мужчины и женщины и дети.

Фото детей Августа Зандера

Помимо самой идеи проекта, фотографии здесь объединяет и некий единый стиль фотосъёмки, который потом перенимали многие фотохудожники. Людей Август Зандер снимал без лишних, отвлекающих от объекта предметов, в привычной и характерной для них обстановке. И ещё его отличительной чертой была фотосъёмка на уровне глаз модели, а порой и чуть ниже. Такой приём в итоге подсознательно ставит зрителя на один уровень с персонажем фотографии, будь то инженер или бродяга, богатый или бедный человек, взрослый или ребёнок. И вот, среди фотопортретов серии, фотографии детей:

Сразу бросается в глаза, что фотографии детей у этого мастера выполнены в той же манере, что и портреты взрослых людей – та же фотосъёмка на уровне глаз, те же серьёзные лица. Это сегодня в любом пособии по детской фотографии можно встретить совет – снимая ребёнка, опуститесь до его роста, в 20 -30 же годы прошлого века этот способ не был типичным. Дети на этих фото не играют и почти не улыбаются, здесь нет удивлённых, восторженных, умилительных личиков и при всём этом от таких фотографий не возникает гнетущее или хотя бы грустное впечатление. Эти фотопортреты яркие, выразительные и ярких и выразительных моментов. И фокус, я думаю, тут в том, что подход к детям у Зандера был такой же, как и к взрослым людям, подход без какого-нибудь специального подхода – это и помогло ему раскрыть наиболее полно внутренний мир своих персонажей. На многих и многих современных фотографиях детей мы видим их таковыми, какими бы и желали видеть детишек – трогательными, милыми, порой смешными и наивными, восторженными и весёлыми – я и сама люблю именно такие фотографии детей. У Зандера же дети, как и другие герои его работ, и это отличительная черта Зандера как фотохудожника – они такие, какие есть, без чаяний зрителя – они в первую очередь личности, с глубоким внутренним миром. И это не искусственное подражание взрослым – что сегодня на фото видишь сплошь и рядом. Может в этом и есть секрет притягательности работ Августа Зандера. Ведь и сами дети тянуться больше к тем людям, которые не заискивают с ними и не воркуют, а ведут себя с ними на равных, ведь именно дети острее всех других чувствуют фальшь.
Больше фото Августа Зандера можно посмотреть в моём ЖЖ: Фото Августа Зандера
25.03.2013