Часть первая - семь простых но полезных правил для семейной фотосъёмки.

        Часть первая — о самых простых правилах фотосъёмки, усвоив которые вы уже увидите, что ваши новые снимки существенно отличаются от прошлых. Выполняя эти правила, вы уже сможете скрыть явные отличия любительских фото от профессиональных.
фотосессия детей на природе
        Фотосъёмка детей чаще всего занимает в семейной фотоистории едва ли не самое значимое место. Профессиональный детский и семейный фотограф, конечно, сможет запечатлеть интересные моменты в делах крохи и сделать его портреты, провести семейную фотоссесию, сделать личное портфолио маленькому человеку и его родственникам. Но сколько искромётных моментов останутся за кадром — за дверью, которая закроется за фотографом после того, как фотосессия ребёнка закончиться. И только Вы сможете их остановить, сохранив в семейных фотографиях.

       1. Что в первую очередь отмечает человек, разглядывая профессиональные110811_0083-81.jpg фотографии? Большинство моих знакомых говорят: «Какие чёткие, резкие фото!» К сожалению, многие любительские фото отличаются именно размытостью тех объектов, которые должны были бы быть центром внимания. То есть, нужные объекты оказываютя «не в фокусе». Про то, как с помощью простых приёмов сделать резким нужный вам объект и размыть второстепенный, или же наоборот — сделать одинаково резким весь сюжет фотографии, вы сможете прочитать в части второй, в разделе о глубине резкости. В данном же разделе я пока рассказываю об общих правилах фотосъёмки. И вот одно из них : будучи фотолюбителем любого уровня не брезгуйте инструкцией к Вашему фотоаппарату, изучите свою камеру и используйте её возможности по максимуму (как вы понимаете, это правило распространятся не только на вопрос о резкости). Если вы снимаете камерой с полностью автоматическими настройками, в просторечье называемой «мыльницей», Вы, скорее всего, не сможете творчески управлять различными параметрами съёмки, в том числе и фокусировкой. Тем более стоит обратить внимание на пункт о расстоянии от вашего фотоаппарата до той части пространства, которая на фотографии будет наиболее резкой, который бывает в большинстве инструкций к фотокамере. Проще говоря — на каком расстоянии от Вас, держащего в руке фотоаппарат, должен находиться объект съёмки. Чаще всего размытые лица на фотографиях, сделанных «мыльницей» — результат того, что их «модель» находятся слишком близко к фотографу. Если же Вы снимаете камерой, которая позволяет выбрать программу съёмки, не злоупотребляйте автоматическим режимом, используйте возможности Вашего фотоаппарата по максимуму.

       При творческом использовании глубины резкости, можно достичь результатов близких к профессиональному фото. Особенно это может пригодиться при если проходит фотосессия детей дома. Размытый фон поможет нейтрализовать второстепенные объекты, сосредоточив внимание на лице модели.DSC035332.jpg

         Совет для неискушённого фотолюбителя. В портретном режиме камера подбирает такие параметры съёмки, при которых основной объект получается в фокусе, а фон слегка размыт. Но не всегда неопытному пользователю удаётся выделить нужный объект.

         Например, предположим, проходит фотосъёмка детского праздника или фотографирование группы детей . Вы желаете подчеркнуть именно Ваше чадо, а камера не зная, кто из детишек является оным, выделяет совсем иного, а личико Вашего, находящегося на другом от Вас расстоянии, размывает. Несмотря на то, что данный вид съёмки скорее можно назвать «портретная фотосъёмка», установите на камере режим для фотографирования пейзажа. При таких параметрах и средний и дальний план должны получиться в фокусе. Это лишь самые первоначальные способы получения чётких и резких фотографий. О других, более детальных, вы сможете прочитать в соответствующем разделе курса.

         2. Следующим явным отличием профессиональных фото от любительских я бы назвала... Давайте вспомним, чем ещё впечатляют, например, детские фотопортреты выполненные профессиональным фотографом. Скорее всего, это ещё и некая упорядоченность кадра. Такая фотография выглядит как законченная, целостная работа. Конечно, произвести такое впечатление своей работой — задача специалиста, но выполнить некоторые простые рекомендации и тем самым улучшить свои фото под силу почти любому. Один из секретов в том, что в кадре не должно быть ничего лишнего. Это и есть ещё одно правило — организуйте пространство вокруг объекта съёмки.
Фотосессии детей на природе
         Поскольку это курс тематического сайта, обратимся снова к фотосъёмке детей: допустим вы хотите сфотографировать ребёнка. Казалось бы, самое элементарное — что вы видите перед собой, то и будет на фотографии. Однако часто мы увлекаемся самим героем съёмки, а потом, разглядывая фото, удивляемся той неприглядной обстановке, в которой оно сделано — на переднем плане оказываются вывернутые наизнанку и висящие на стуле колготки, беспорядочно валяющиеся игрушки, а сзади захламлённый письменный стол. Если в реальности вокруг ребёнка даже небольшой беспорядок, то на фото этот беспорядок будет выглядеть чрезмерным.

         Совет для неискушённого фотолюбителя - Фотографии играющих детей, такие естественные и спонтанные на первый взгляд, чаще всего выстраиваются фотографом. Если вы аккуратно разложите игрушки вокруг сидящего ребёнка, и они не будут валяться в куче, фотография в итоге будет иметь более эстетичный вид.
DSC0681612.jpg

         3. Следующее правило наиболее всего применимо к портретной фотосъёмке. Помимо мастерства фотографа, одной из причин, по которой люди на профессиональных фото выглядят много лучше, чем на обычных, untitled-64-1.jpgможно назвать то, что, как правило, человек заранее приводит себя в порядок, если ожидается профессиональная фотосъёмка. Вот и ещё одно правило — по возможности приведите героя съёмки в порядок. Взъерошенный и чумазый вид подходит для весёлого фото малыша, и лишь в редких случаях для взрослого человека. То что часто впечатляет зрителя на фотографиях, как правило является тщательной работой, которую фотограф проделывает ещё до начала съёмки. Продумывается образ моделей, подбираются аксессуары, не редко на фотосъёмку приглашается профессиональный стилист.


         4. Четвёртое правило тесно связано с предыдущим, и относится к внешнему виду ваших «моделей», а именно к выбору одежды. _DSC0282_0121.jpgИменно одежда на цветной фотографии играет большую роль в тональности снимка. Помимо того, что одежда должна соответствовать настроению задуманной фотосессии, она не должна отвлекать от лица человека, на котором чаще всего и делается основной акцент. Вот и ещё одно правило — подбирайте одежду соответственно фотосъёмке. Определитесь, что Вы хотите получить — фотографию модели в новом ярком платье или психологический фотопортрет, для которого одежду лучше подобрать более спокойных тонов.

         Совет для неискушённого фотолюбителя
 — если же делая фотопортрет вы хотите совместить эти две задачи (и костюм продемонстрировать и модель показать) попробуйте снимать в разных режимах, в цвете и в чёрно-белом варианте, если, конечно, это позволяет ваша фотокамера или Ваши умения в последующей компьютерной обработке. Ч/б фотография (портретная) обычно выглядит более спокойной и глубокой и нейтрализует эффект, производимы пёстрой одеждой.

         5. Из выше названных правил само собой вытекает следующее — по возможности планируйте фотосъёмку. Продумайте место, помогите ребёнку показать нужные эмоции, выстраивайте кадр так, чтобы ничего не отвлекало от сюжетно-важного центра. AnnAut11-108-5.jpg
Здесь не бывает второстепенных деталей, в кадре должно быть только то, что работает на сюжет. Зачастую самые непосредственные и естественные кадры оказываются срежессированы фотографом. В качестве примера, предлагаю прочитать статью с этого сайта «фотосъёмка ребёнка по сценарию».


         6. Это правило, как и второе, относится к упорядоченности кадра и в конечном итоге его выполнение помогает сделать ваши фотографии наиболее выразительными. Подробнее о законах композиции, которые помогают правильно расставить акценты в кадре, мы поговорим в соответствующем разделе. Данное правило больше относится к компановки кадра — не помещайте основной объект в центр кадра. Изобразительное пространство картины, в том числе и фотографии, должно быть грамотно заполнено. Центральная симметричная композиция тоже может быть очень эфектна, но она должна быть граммотно выстроена. Как уже говорилось выше, в кадре не должно быть лишних деталей, но и не должно быть неоправданных пустот.

         Совет для неискушённого фотолюбителя. Самое простое при съёмке портрета — оставить пространство для воображаемого продолжения взгляда героя. То есть, если человек на снимке смотрит вправо, то справа и должно оставаться больше места.
_DSC0353_0179--1.jpg

         Самая распространённая ошибка, сразу бросающаяся в глаза со страниц простых семейных альбомов: фотосъёмка торжества, в кадре душевная компания поедает угощения сидя за праздничным столом, старательный фотолюбитель поместил лица людей в центр кадра... В итоге мы видим фото, нижняя половина которого перегружена столом, закусками и едоками, а верхняя часть зияет пустой стеной над их головами, и хорошо ещё если эта стена привлекательна, а не кричит невзрачными обоями или пёстрым ковром. Куда лучше фотография смотрелась бы если верхняя её граница проходила чуть выше голов «моделей». Если вы оставляете вокруг самого человека пространство на фото, оно должно быть оправданным — добавлять воздуха, или, например, детский фотограф может включить в кадр с портретом ребёнка большую часть стены, где висят почётные грамоты маленького героя фотосъёмки.

         7. Соблюдение этого правила будет посложнее предыдущих. Но только на стадии освоения этого правила. Речь идёт о компьютерной обработке фотографий. Среди многих неопытных фотолюбителей бытует мнение, что это лишний труд, не имеющий отношения к фотоискусству, а присущ больше дизайнерам. Такой подход объясняется тем, что в прежние, «докомпьютерные» времена даже профессиональный фотограф самого высокого уровня не использовал компьютерную обработку своих работ, а работы эти были зачастую не хуже, а порой и лучше многих современных. Это так, но тогда, после того как фотосъёмка заканчивалась, фотограф не меньше, а порой и больше времени проводил в тёмной комнате, проявляя плёнки и печатая фотографии. Подбирал нужные проявители, кадрировал фотографии, затемнял или осветлял их целиком или отдельные фрагменты. Сегодня всё тоже самое можно сделать, сидя за компьютером. Конечно, вряд ли начинающему фотолюбителю, который не ставит себе цель стать профессионалом в области фотографии нужно осваивать тонкости фотошопа и погружаться в изучение компьютерной цветокоррекции снимков и прочих премудростей. Но есть простые программы, которые прилагаются на диске к любому цифровому фотоаппарату, позволяющие элементарно обработать снимки именно с данной камеры.
         Вот и следующий, седьмой, совет — ознакомьтесь с прилагаемой к камере программой и используйте её для лучших своих снимков. Не надо быть продвинутым пользователем компьютера, чтобы суметь скадрировать нужное фото, например отрезать часть стены из примера в шестом правиле, или сделать немного светлее тёмную фотографию и наоборот.

         8. И, наконец, восьмое правило — итоговое, поскольку оно суммирует все предыдущие: Правила не должны мешать творчеству! Если вы видите интересную сцену, а в руках у вас фотокамера — снимайте! BerOks_0134.jpgСнимайте больше и чаще, всё выше сказанное должно лишь сопутствовать и помогать фотографу, а не усложнять и делать скучным любимое занятие. Пусть вы ещё не изучили все возможности своего фотоаппарата и прилагаемый к нему диск так и валяется где-то на полке, пусть модель ваша не выспалась и всклокочена, а вокруг неё, мягко говоря, не всё в порядке — фотографируйте! Тем более фотографируйте! Активное творчество, на мой взгляд, самый прямой путь к мастерству, а правила и знания должны быть не барьером на нём, а удобными перилами на лестнице, ведущей к вершинам мастерства. Прежде чем переходить к освоению следующего раздела данного курса, попробуйте применить все эти правила на практике и оцените полученные результаты, сравните полученные теперь фотографии с предыдущими. Вы явно заметите разницу. Если же результат вас всё-таки не вполне удовлетворяет... — это замечательно! — Вы открыты для творчества и, что очень важно для успеха творческого человека, не лишены самокритики. Продолжайте осваивать фотоискусство дальше. Надеюсь, и следующий материал будет вам полезен.
Текст и фото: детский фотограф Екатерина Степанова.
05.05.2011