Часть третья. Как фотографировать активного ребёнка.

Психология детей и фотосъёмка. В ракурсе сангвиник.



Фотосессия детей на природе
          

          

Однажды я запланировала фотосъёмку мамы и дочки в парке. Девчушке два годика и два месяца, на фотографии, которую я попросила прислать мне для подготовки к фотосъёмке, Лиза очень милая, весёлая, задорная такая девочка. Парк у нас живописный — с фонтанами, белоцветущими яблонями — дело было в мае, с трепетными берёзками и детскими аттракционами — чем не антураж для прогулки дочки и мамы и весеннего настроения?
  Фотосъёмка_детей_1.jpg

            На место фотосъёмки я пришла пораньше. В утренней пустоте просторного парка я осматривалась и примечала местечки поживописнее, раздумывала, где лучше располагать своих моделей, промеряла тут и там свет. Вскоре появились слегка взволнованные предстоящей фотосъёмкой Лиза и её мама. Вернее чуть нервничала только мама, Лиза же была, как и на виденной мной фотографии, весела и, как и я ожидала, также очаровательна. Мы познакомились, я немного пообщалась со смешливой девчушкой (эти несколько минут подсказали, что фотосессия может получиться очень эмоциональной и вполне удачной — Лиза любит поулыбаться, а задорных детей, как я подумала, фотографировать всегда проще).

         Я предложила начать фотографироваться у фонтана. Моя модель с игрушечным своим другом мишкой, недослушав меня, уже подбежала на место и, по моей просьбе, присела на парапет. Я сделала пару кадров, стала что-то показывать Лизе, дабы вызвать улыбку, подумала, что после можно рядом усадить и маму... Но Лиза была уже не у фонтана... Ага! Малышку заинтересовали одуванчики — «Лиза! Какой у тебя цветочек красивый!» — Сейчас сфотографирую как Лиза рассматривает цветочки, подумала я, потом предложу понюхать одуванчик, потом букетик сделаем...
120511_MPL_00973.jpg
А Лиза была уже у берёзки... Ну и здесь ракурс не плохой... Так-так, вот ещё разок у этой веточки... Где Лиза? 

           ...Наша фотосъёмка активной девочки Лизы длилась лишь десять минут, а я чувствовала уже себя как на занятиях в тренажёрном зале или на беговой дорожке, мама Лизы нервничала, и пыталась на чём-то сосредоточить ребёнка, дитя же веселилось всё больше и передвигалось всё быстрее. Сделать фотопортреты девочки представлялось всё более нереальным...


Как же быть в такой ситуации? 120511_MPL_0100.jpgЧто-то я сообразила во время фотосъёмки, то, опираясь на предыдущие похожие фотосессии (хотя совсем уж похожих не припомню), то, вспоминая, что читала где-то когда-то раньше о психологии общения с гиперактивными детьми. Что-то пришло уже после этой фотосъёмки, когда я смотрела фотографии Лизы и мамы, ещё раз переживала её и придумывала, что же можно было сделать ещё, дабы улучшить результат? И вот какие правила фотосъёмки активных детей я для себя вывела... Нет, даже не правила, а некоторые приёмы, способы, ведь правил для общения с детьми быть не может.

          1. Не пытайтесь сразу переломить настроение ребёнка и сделать его спокойным — в любом возрасте, а особенно лет до трёх, когда ребёнка вообще сложно убедить делать что-либо противоречащее его желаниям, детям свойственно действовать наперекор. И, собственно, почему детский фотограф должен сразу задавать тон поведению малыша, который, конечно же, всегда сам знает как следует себя вести? Не становитесь раздражающим фактором для ребёнка — лучше отложите на минут пятнадцать начало фотосъёмки и веселитесь вместе с малышом. Это заодно поможет установить лучший контакт с ребёнком.

         2. В это время нужно тактично120511_MPL_0312.jpg укротить пыл мамы, которая нервничает, переживает за то, что ребёнок не фотографируется и, не редко желающей показать, что дитя очень послушно и под её авторитетом сразу и непременно должно стать спокойной моделью. Если же Вы сами родитель такого подвижного создания, то вообще не пытайтесь заставлять ребёнка позировать, фотографируйте между прочим. Отсюда само собой вытекает и третий приём:

          3. Не привлекайте внимание ребёнка к фотосъёмке. Большинство детей, особенно маленьких, чувствуя на себе внимание взрослых, да ещё такое повышенное, какое дарит им детский фотограф, начинают «работать на публику». Видя одобрение — они «работают» ещё активнее, если же встречают негативную реакцию (запреты, строгость), очень огорчаются. Причём все по-разному — один ребёнок может обидеться и замкнуться, другой разозлиться и т.п., но в любом случае, расстроенный ребёнок не лучшая модель для детского фотографа. В случае с Лизой, я предложила маме просто гулять с дочкой в парке, как они делали бы это без меня, а я буду фотографировать эту милую прогулку.
120511_MPL_0115.jpg
И вот уже напрашивается ещё один вывод:

           4. Не зацикливаться на одной идее фотосъёмки, на одном заранее придуманном сюжете. Другими словами — если Вы задумали, например, сделать художественные фотопортреты ребёнка на пленере, а он постоянно убегает из кадра и всячески препятствует исполнению Вашего плана... Откажитесь от задумки... Хотя бы на время. Наблюдательному фотографу ребёнок сам подскажет другой сюжет фотосессии. В нашем случае таковым сначала стала сама прогулка, что в итоге очень понравилось маме.
120511_MPL_0129.jpg
А когда ребёнка оставляют в покое, он действительно несколько успокаивается и... а вот и следующий «Пункт»:

           5. Ловите момент, когда что-то сильно привлечёт внимание маленького веретена. А лучше сами такой момент создайте. Лизу, например, очень увлекло составление букетиков и плетение веночка из одуванчиков — спасибо её маме. 120511_MPL_03061.jpg
О том, как и чем лучше занять ребёнка, к чему привлечь его внимание, чтобы он какое-то время оставался под прицелом Вашего объектива, читайте в одном из следующих разделом сего «труда», для этого существует много интересных способов. А пока ещё один момент:

           6. Используйте темперамент ребёнка во благо фотосъёмки. Сделайте из этого преимущество, а не помеху. Ребёнок подвижный? Фотографируем сангвиника — и замечательно. Ребёнок дурачится, балуется - снимаем! Пусть себе двигается и прыгает. Но — на заданном нами пространстве. Здесь хорошо подойдут детские площадки, лесенки и горки — фотографу всё не придётся бегать за своей моделью по всему парку.
120511_MPL_02541.jpg
Этот, шестой, а так же следующий ценные советы я почерпнула у сам-себе-режисёра Алексея Лысенкова. Вот ещё один:

           7. Сангвиники очень общительны. Попробуйте фотографировать ребёнка среди других детей — его весёлость, доброжелательность найдут здесь хорошее применение, а Вам помогут сделать много удачных кадров. Больше фотографий о том, что получилось из прогулки Лизы и мамы в весеннем парке можно посмотреть в портфолио.
120511_MPL_0304.jpg


Автор текста и фотографий детский фотограф Екатерина Степанова.
Смотреть портфолио:
15.07.2011